На этот раз «красной» тряпкой для Госдепа стал предмет переговоров о поставках министерству обороны Мьянмы российских истребителей СУ-30. Официальный представитель Госдепартамента Хезер Наурт уверена, что поставки российского оружия могут привести к усугублению ситуации.

По ее мнению, власти Мьянмы закупают истребители для борьбы с малочисленным народом рохинджа, мусульманами, которых не более 4% от общего населения.

Обвинять Россию в разжигании межрелигиозного конфликта бессмысленно хотя бы потому, что Россия – многоконфессиональное государство, в котором из 145 миллионов жителей – 20 миллионов мусульман.  

Власти постоянно помогают единоверцам в Мьянме - отправляют гуманитарную помощь, открывают школы, больницы. И все это делается по согласованию с Москвой. О каком разжигании конфликта тогда может идти речь?

Напомним, что 1 июля 2017 года толпа буддистов сожгла мечеть в деревне Хпакант, штат Качин. Нападавших вывел из себя тот факт, что мусульманское молитвенное сооружение построено слишком близко к буддистскому храму. За неделю до этого аналогичный инцидент случился в провинции Пегу (Баго). Там тоже была разрушена мечеть, а также избит местный житель — мусульманин.

Такие происшествия — не редкость в современной Мьянме. Это государство Юго-Восточной Азии граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеша с населением 170 млн человек мусульмане нелегально переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением 55 млн человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан), исторической для мьянманцев земле, колыбели бирманской нации. Обосновались, но не ассимилировались.

Долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков.

Процесс вышел из-под контроля в 2012 году. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение, но опухоль конфликта уже распространилась по Мьянме. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

Мусульмане — одна из сторон конфликта, но некорректно рассматривать беспорядки в Мьянме как межрелигиозные, считает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков: «Происходит значительное увеличение численности беженцев из Бангладеш, которые пересекают море и заселяются в исторической области Аракан. Появление этих людей никак не радует местное население. И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии». По словам Мосякова, Мьянма — это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты.

Европейские и американские СМИ освещают ситуацию в Мьянме не объективно, очевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. Тем самым стараются подбить мусульман к защите, и организовать недовольство властью. А американский Госдеп в любом удобном случае старается обвинить Россию в эскалации конфликта.