Накануне, 19 мая, в праздник Преполовения Пятидесятницы Сербский Патриарх Порфирий и архинпископ Македонский Стефан отслужили литургию примирения в храме св. Саввы в Белграде. Это стало символом преодоления раскола между Сербской Православной Церковью и Македонской Православной Церковью. В мае 2022 года завершилось противоречие между двумя близкими церквями, двумя народами, которое началось в 1967 году. ЮСН попыталась разбираться в тонкостях противостояния. 

Церковный раскол как самая страшная ересь

Раскол для Церкви — самая серьезная болезнь, поскольку ее природа с точки зрения священных основ зиждется на единстве и евхаристическом общении, утверждают представители РПЦ. Иными словами, для Церкви необходимость сохранения единства является куда большей задачей, чем для государственной власти и политической организации. В единении находит выражение и содержание деятельности Церкви и, разумеется, цель и земной путь деятельности ее основателя – Иисуса Христа.

Так, в литургическом общении церквей находит выражение и главная цель, и центр деятельности Церкви – спасение людей. За подобное спасение была заплачена высокая цена, напоминают священнослужители, Господь уподобился человеку, вочеловечился, не пришел судить, а пришел помиловать и спасти всех людей, за что претерпел позорную и мученическую смерть на кресте, безвинно потерпел наказание, которым наказывали разбойников и смутьянов. И поэтому в единстве Церкви заключено все назначение и весь земной путь Иисуса Христа. Современному человеку сложно представить, что в единстве Церкви переплетаются и воплощаются и догматические, и конкретно-исторические обстоятельства.

Единство людей как членов Церкви неподвластно другим различиям, «мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… – всех их Церковь воссоздает в Духе… Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, в ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (святой Максим Исповедник).

Единство Церкви - это богочеловеческий организм, в единении каждого отдельно и всех вместе с Богом, проявляется полное воплощение божественной и человеческой природы Христа.  Поэтому все различия в церковной среде находят свое уврачевание, подобно тому, как сегодня на наших глазах вновь объединилась Сербская Православная Церковь и Македонская Православная Церковь. 

Как коммунисты создали новую церковь

Церковное единство сербского и македонского народов было нарушено в 1967 году, когда представители коммунистических властей Югославии собрали в Охриде так называемый «Церковно-народный собор», который самостоятельно провозгласивший автокефалию Македонской Православной Церкви. 

«Церковный раскол в Македонии длится уже долго и нанес многие раны и Сербии, и Македонии, и всей Православной Церкви – пишет в своей книге воспоминаний об этих событиях архимандрит Йован (Радосавлевич), близкий друг и сомолитвенник почившего сербского Патриарха Павла. 

Этот раскол был вызван и даже создан при активном участии Коммунистической партии Македонии при поддержке Центрального комитета компартии во главе с Тито в Белграде в 1967 году. Тито наградил тогда “митрополита” Досифея за “завоевание победы и организацию независимой Македонской церкви”. Так был завершен процесс самопровозглашения автокефальности Македонской церкви – с “благословения” коммунистов, а не с благословения Церкви-Матери – Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви».

Вследствие действий коммунистических властей Югославии Македонская церковь превратилась в раскольническую организацию, которая больше не могла находиться в каноническом общении ни с Сербской, ни с любой другой Православной Церковью. Например, на похоронах сербского Патриарха Павла приехавших раскольников-митрополитов не допустили к его гробу. Для верующих подобная организация не является церковью, не является частью Церкви. 

Попытки объединения

Сербская Православная Церковь активно боролась за единство против раскольников. В 2005 году был издан Томос о церковной автономии, в котором среди прочего говорилось: «…когда Церковь-Мать убедится, что епархии на территориях, которые ранее находились в ее канонической юрисдикции, духовно зрелы и способны самостоятельно управлять церковными и административными делами, она предоставляет им Томос, и Церковь на этой территории провозглашается автономной или автокефальной. Томос дается первоиерарху такой Церкви от Церкви-матери». 

Соответственно этому в городе Ниш собрался Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви и избрал митрополита Иоанна предстоятелем Святейшего Синода автономной Охридской архиепископии. 

«Раскольнический “митрополит” Тимофей и другие его “епископы” и “священники” не согласились с решениями, принятыми в Нише – пишет архимандрит Йован (Радосавлевич). Они не только не признали новопоставленного архиепископа Иоанна; под угрозой оружия он был схвачен и брошен в тюрьму. Храм, который был им построен, при нем же разрушили, а дом его родителей в г. Велес сожгли. Издевались и мучили священников, монахов и монахинь, оставшихся верными Сербской Православной Церкви..». 

Такие разные Томосы 

Решение Сербской Православной Церкви 2005 г. показывает, что нет ничего плохого и в так называемом Томосе, когда его содержание не противоречит главным принципам существования Церкви, когда само его издание и представление одной из церквей является правомочным делом с точки зрения того, кто является источником этого Томоса. В случае с вышеописанными событиями и решением Сербской Православной Церкви это было вполне законным и оправданным. Стоит вспомнить в данном случае историю с решением Константинопольского патриархата по ситуации на Украине. Предоставление Украинской церкви томоса вызвало негодование в православном мире. Дело в том, что Константинопольский патриарх не обладает соответствующими полномочиями в решении данного вопроса, поскольку они остаются, подобно как в случае с сербской церковью, за Русской Православной Церковью. 

Определяющим принципом является то, кто является матерью-Церковью для отделяющейся организации, но сохраняющей единство с точки зрения общего единства верующих, единства в Церкви разных народов. Да и само слово томос с ударением по-гречески на первом слоге подразумевает подобное единение. У слова томос есть несколько значений: «кусок»; «том» от «резать», «делить». Близкое по значению слово в русском языке применяется для обозначения частей книг — том первый, том второй и так далее. 

Томосы Православной Церкви выдаются отдельным Церквям, которые решили стать самостоятельными Церквями и получили на то одобрение матери-Церкви, к которой ранее принадлежали. Например, в 1970 году Русская Православная Церковь даровала томос Американской и Японской Православным Церквам. Томос для УПЦ был выдан еще в 1992 году, когда Украинская Православная Церковь получила статус самоуправляемой с правами широкой автономии в составе Русской Православной Церкви. Это обеспечило ее полную независимость от Москвы в управленческих и финансовых вопросах, которые отныне решают Соборы и Синод в Киеве.

К чему могут привести действия Константинопольского патриархата

Сегодня Константинопольский Патриархат находится в затруднительном положении, поскольку Сербская Православная Церковь восстановила единство СПЦ и МПЦ решением своего Синода. Если Патриарх Варфоломей не примет акт Сербской Православной Церкви, православной общественности будет ясно, что Константинопольский Патриарх открыто нарушает церковные каноны, чтобы завоевать то положение, которое сложилось в римо-католическом мире относительно папской власти. В то же время нет никаких веских аргументов, чтобы оспорить решение Сербской Православной Церкви, защитившей единство не только Сербской, но и Русской Православной Церкви. 

Признание Константинопольским патриархатом «Македонской церкви» было с большим воодушевлением воспринято представителями непризнанной черногорской церкви. Если Константинопольский патриарх уже признал ПЦУ и «Македонскую церковь», то что может помешать ему признать и «Черногорскую церковь»?  Более того, ситуация может развиваться дальше. вскрыв больной для Балкан вопрос о претензиях на святыни и имущество церкви. 

Вопрос о собственности остро стоит и для Сербской Православной Церкви, поскольку представители непризнанной республики Косово постоянно заявляют о своем нежелании поддерживать в порядке сербские православные святыни.  Для сербов проблема Метохии является незаживающей раной, поскольку большая часть святынь находится на неподконтрольной для Белграда территории. 

Сербская Православная Церковь занимает в вопросе возвращения Метохии однозначную и недвусмысленную позицию и призывает вернуть захваченные косовскими албанцами территории. Неразрешимость пока данного вопроса подталкивает горячие головы к тому, чтобы говорить о создании автокефальной церкви даже в Метохии и, конечно, этими призывами могут воспользоваться те, кто привычно использует религиозный вопрос для дестабилизации ситуации на Балканах и продвижении собственных геополитических проектов.